Выходит с 1909 года!
Нам любые дороги дороги! Нам любые дороги дороги!
01.03.2017
Палатка, тяжелый рюкзак с котелком за плечами, зимой — пара лыж, на которых «тропишь лыжню» по скрипучему снегу, прокладывая путь товарищам, что за твоей спиной идут след в след. На привале неизменная спутница туриста со стажем — гитара семиструнная – «споет» о закатах и рассветах на приволье и о далеком доме, где умеют ждать… И верные друзья, собравшись у костра после многокилометрового марш-броска, непременно затянут знаменитое митяевское «Изгиб гитары желтой…». Так выглядит туристская романтика в классическом представлении о ней — «верхушка айсберга», которая, при всем прочем, невероятно увлекательна и заразительна. Именно она зовет нас в новые походы, проверяя на «слабо». Для многих жажда приключений становится судьбоносной — среди пензенцев немало тех, кто навсегда связал свою жизнь с профессиональным туризмом, еще школьниками войдя в ворота областной станции юных туристов в Пензе на улице Герцена, 5.
Шестьдесят 
с хвостиком
Даже не верится, что в этом году Пензенская областная станция юных туристов отметила 61 год с момента основания — имидж великовозрастной дамы к ней так и не пристал, несмотря на  далекий год рождения — 1956-й. Для начинающих туристов она, скорее, первооткрывательница, тогда как для своих педагогов и воспитанников — верная «боевая подруга».
За эти годы туризм из увлечения немногих превратился в массовое движение. Практически каждый школьник за годы своей учебы сходил в поход или съездил на экскурсию, в той или иной мере познакомился с родным краем, его историей. Громадная армия профессионалов — геологов, топографов, спасателей, работников туристской сферы, музейщиков — получила начальные навыки в туристско-краеведческих кружках, где определился их жизненный выбор. Сейчас воспитанниками облСЮТур являются  650 пензенских мальчишек и девчонок в возрасте от пяти до восемнадцати.
«Созерцательный» туризм и соревновательный спортивный запал всегда идут в одной связке, выполняя общую воспитательную задачу — сформировать человека всесторонне развитого, смелого, стойкого, спокойно переносящего череду «взрывных» нагрузок с монотонностью усердных тренировок на выносливость, и вместе с тем способного ценить окружающий мир в его первозданной красоте. Как это сочетается, объяснить сложно: разве только живым интересом ко всему новому — тем самым желанием все испробовать на себе. Детство и юность — самое благодатное для этого время, — убежден директор Пензенской областной станции юных туристов Михаил Васильев и ее самоотверженный педагогический коллектив.
Узелок завяжется...
— На станцию юных туристов большинство ребят приходят вслед за своими сверстниками, которые либо уже занимаются у нас, либо увлечены путешествиями, приключениями по книгам и хотят попробовать свои силы в туризме. Для них это «круто»: подростки ведь всегда тянутся за лидерами, а если лидер посещает нашу секцию, то он обязательно приведет к нам своих товарищей, — говорит  Михаил Васильев. — Изначально ребенок приходит в секцию, как бы грубо это ни звучало, «сырым материалом», почти ничего не умея. Но на то у нас есть коллектив педагогов, чья задача — научить детей не только правильному поведению в туристской группе и технике безопасности по видам туризма, чтобы не спасовать один на один с природой, но и основам взаимовыручки, взаимопомощи, уважения к сверстникам и старшим педагогам.
Новички, конечно, удивляются, узнав, чем им предстоит заниматься на станции юных туристов, но потом потихоньку начинают вникать во все нюансы, выбирая тот вид туризма, который им ближе по интересам и физическим возможностям. Это может быть водный, пешеходный, лыжный, горный туризм — разновидности спортивного туризма, а также отдельные виды спорта, которые мы развиваем — ориентирование, скалолазание и многое другое. В первый год обучения о серьезных походах мечтать рановато: это время почти полностью уходит на теоретическую подготовку. Точно как в обычной средней школе: в классе, за партой, с наглядными объяснениями педагога-методиста и первым настоящим туристским экзаменом — «походом выходного дня». Обычно группа уходит из города на пару дней с одной ночевкой — этого достаточно, чтобы понять свой предел выносливости и бесстрашия.
— Конечно, никто не поведет в поход неподготовленных детей — это небезопасно. Современным подросткам порой нужно объяснять самые элементарные вещи: например, что продукты питания, которые мы берем с собой, «растут» не в холодильнике. Бывает, что дети узнают настоящий быт — то, как он устроен, —  только здесь, у нас, — рассказывает Михаил Иванович. — Впервые попав в природную среду, они очень удивляются — надо ведь как-то
обустроиться, поставить жилище — палатку, приготовить обед на всех товарищей, а не только себе одному. А для этого нужно овладеть теми навыками, о которых дети прежде вообще не имели представления: как нарубить дров, правильно разжечь костер и поставить котелок на огонь, найти питьевую воду для приготовления пищи, уметь сохранять продукты свежими в двух-трехдневном походе и
т. д. У нас ребята проходят эту школу жизни — бытовую и в первую очередь  психологическую. Но, главное, мы учим их не бояться физического труда. Это основа выживания.
К примеру, новичок, брошенный в свой первый походный «бой», начинает осознавать собственную социальную ответственность перед остальными членами группы. Ребенок уже не индивидуалист — он ставит превыше всего интересы коллектива. Во взрослой жизни это самое ценное качество.
Юность перспективная 
— К нам на занятия приходят даже дошкольники. Когда родители их приводят, то свое желание отдать ребенка, допустим, в секцию пешего туризма, объясняют так: «Хотим, чтобы он умел все делать сам и ничего не боялся!». Но надо понимать, что младшие школьники сразу не научатся навыкам, которыми владеют 14 —15-летние подростки. Все начинается с бытовых мелочей и базовых правил безопасности, — говорит старший методист ПензоблСЮТур, кандидат в мастера спорта по спортивному туризмуПавел Скубашевский. — А уже после, в зависимости от выбранной программы обучения, мы «с нуля» знакомим детей с различными техниками туризма. Например, учим вязать страховочные узлы (для многих, кстати, это проблема не только первого года занятий, но и последующих пяти — если моторика рук слабовата. — Прим. авт.), обращаться с походным и страховочным снаряжением, вначале самым простым — для спуска-подъема или организации переправ. Словом, мы приводим новичков «в порядок» в плане физического развития и коллективных отношений. Наши ученики должны быть сильными, знающими правила поведения на суше, в воде, в лесу, на возвышенности или открытом пространстве, правила оказания первой помощи, а еще — уметь дружить со сверстниками. Эгоизму в туризме не место.
Как и в любой другой спортивной дисциплине, среди юных туристов есть и персональные таланты, «экстерном» осваивающие сложные учебные программы. В группе Павла Скубашевского таких двое — девятилетние воспитанницы-третьеклашки одновременно делают успехи в пешеходном и лыжном туризме, а еще всерьез увлекаются скалолазанием, упорно тренируясь наравне с теми, кто старше их на три года. 
— На первый взгляд, бывает, и не скажешь, что у ребенка есть какие-то задатки к занятиям различными видами туризма. Однако педагог-турист непременно обратит внимание на его тягу к активным формам участия, подвижность и одновременно — внимание к деталям, — пояснила старший методист Пензенской ПензоблСЮТур Мария Пономарева. — Чаще всего ребенок может проявить их в походах или на станционных соревнованиях — там, где от него пока не требуют больших результатов.  Он изучает, тренируется, наслаждается самим процессом. Но  наставники разглядят в нем самое главное — желание узнать как можно больше нового об окружающей среде  и родном крае.
Подготовила Алла Капитурова.
Фото из архива ПензоблСЮТур. 


    Кто, по-вашему, лучший пензенский спортсмен 2016 года?
    Алия Мустафина
    Анастасия Близнюк
    Денис Аблязин